левостороннее движение Великобретания

Расстояние они измеряют милями, чай пьют с молоком, а руль у них в машинах с правой стороны…

Напомним, что левостороннее движение принято не только в Великобритании, но и в некоторых других больших странах мира — таких, как Япония и Австралия. Не говоря уже о многих других странах поменьше, как правило, бывших британских колониях. По левой полосе машины водят на Багамских островах, в Зимбабве, Новой Зеландии. Интересна история, откуда левостороннее движение возникло в Японии. Так, в 1920-х годах император купил британский «Роллс-Ройс». А как ездит император, так ездят и его подданные. Так страна восходящего солнца с первых лет эпохи автомобилизма стала левосторонней.

Если же спросить британского автомобилиста, почему на его родине машины водят слева, то он, скорее всего, ответит, что, мол, поскольку британцы — одна из самых старых автомобильных наций мира, они с самого начала имели право решать, с какой стороны водить машину. И как тогда решили, так и делают. Веских оснований подстраиваться под всех остальных пока нет.

Есть и другие объяснения. Среди них абсурдные. Например, некоторые считают, что число левшей среди британцев больше, чем среди других народов, но это не доказано. Есть доводы и более убедительные. Оружие, как известно, обычно держат в правой руке. Так, к примеру, когда в средние века два рыцаря встречались на большой дороге, они проезжали друг мимо друга так, чтобы было видно правую руку незнакомца, чтобы было видно, есть у него в руке меч или нет. Отсюда, кстати, происходит привычная нам традиция рукопожатия — это демонстрация миролюбивых намерений — у меня, мол, в руке оружия нет, как бы говорит каждый из участников рукопожатия. Следуя примерно этой же логике, некоторые объясняют появление левостороннего движения.

Если же говорить о практической стороне дела, то переключиться с левостороннего движения на правостороннее очень просто. Конечно, это очень опасно, если едешь на большой скорости по полосе встречного движения. Когда британец на пароме переезжает через Ла-Манш из Дувра в Кале, то обнаруживает, что на французских шоссе первые 10 километров то и дело появляются указатели «Держитесь правой стороны». Аналогичные указатели, но уже — «Держитесь левой стороны» — встречают путешественника, приехавшего с континента, первые 10 миль британской земли. После этого указателей больше нет: предполагается, что водитель перестроился и по противоположной стороне движения ездить уже не будет.

Если отставить в сторону психологию, то единственная проблема, которая остается, когда ведешь машину с левым рулем по Англии, состоит в том, что зеркало заднего обзора и боковые зеркала направлены, так сказать, в другую сторону. Это создает серьезные трудности при обгоне других машин. Но, опять же, и к этому легко приспособиться. Многие иностранцы живут в Великобритании годами и пользуются машинами, привезенными с континента, однако, никто не считает это опасным…

В заключение следует также добавить, что британцы в целом водители очень дисциплинированные и любезные, так что на британской дороге чувствуешь себя комфортно, независимо от того, с левым у тебя машина рулем или с правым.

Объясняя причину неевропейского расположения руля, многие британцы считают это признаком того, что автомобиль родился в Англии. На самом деле всё было иначе. Автомобиль, как мы знаем, запатентован в Германии в 1886 году, и патент этот выписан на имя инженера Бенца из Мангейма.

В Англию первый автомобиль — это был Роджер-Бенц, т.е. автомобиль Бенца, выпущенный во Франции — попал двумя годами позже (в 1888 году), и был встречен совсем не любезно. Делу «моторизации» населения препятствовали законы, принятые под давлением железной дороги и запрещавшие автомобилям двигаться со скоростью, превышающей скорость пешеходов.

Пытаясь бороться с этим, представители немецкой фирмы «Даймлер» в июне 1895 года провели выставку своих машин. Поворот в сознании общества, а затем и отмена законов, ограничивающих скорость машин скоростью пешеходов, произошли только после того, как автомобилями заинтересовался принц Уэльский, ставший позже королём Эдуардом VII. В 1896 году первый в мире закон об ограничении скорости был отменён. Автолюбители отметили это пробегом Лондон — Брайтон. Сразу же после этого началось строительство своих, британских машин, причём главным автостроителем была компания, созданная немцем Даймлером — «Даймлер моторс компани».

Как меру борьбы с проникновением в Великобританию континентальных автомобилей надо рассматривать и правое расположение руля, причём эта проблема появилась не сразу — на первых машинах, т.е. и у Бенца, и у Даймлера руль находился посередине. Любопытно, что «Даймлер» долгое время был и поставщиком королевского двора. Только при королеве Елизавете семья пересела на «роллс-ройсы».

Оставьте отзыв

Please enter your comment!
Please enter your name here